6.1. Земные перекрестки Вселенной

Начало космической эры ввело в обиход не только такие новые понятия, как космонавт, спутник, лунная ракета и многие другие. Появилось слово «космодром», которое стало логическим продолжением слова «аэродром» - места, с которого отправлялись в полет и куда возвращались после рейсов воздушные лайнеры и крылатые боевые машины. При этом нужно уточнить, что на космодром пилотируемые и беспилотные космические корабли посадок не совершают. Если они предназначены для повторного использования, то они возвращаются на космодром после приземления в специально выбранных районах и сложных операций по подготовке к новому старту за пределы Земли.

Начнем нашу экскурсию по космодромам планеты с любопытного сообщения, помещенного в одном из номеров газеты «Московские губернские ведомости» за 1848 год. «Мещанина Никифора Никитина за крамольные речи о полете на Луну сослать в отдаленное поселение Байконур». Трудно себе представить, что было бы с редактором этой газеты, если бы ему сказали, что чуть более чем через сто лет из этого самого Байконура его потомки-соотечественники отправят в космос первый в истории искусственный спутник Земли, а спустя четыре года отсюда отправится на орбиту первый гражданин Вселенной Юрий Гагарин.

Причин для выбора Байконура в качестве основного советского космодрома было немало. Среди них и удаленность от густо заселенных районов Советского Союза, и возможности укрыть эту мягко говоря деликатную деятельность от постороннего и одновременно «недружественного» взгляда, и выгодное географическое положение (около 65 градусов северной широты), позволяющее осуществлять запуски на наиболее подходящие орбиты. Космодром Байконур - уникальный наземный объект, один из ключевых элементов инфраструктуры советской космической программы. На его территории есть все те необходимые сооружения, без которых не может функционировать ни один из космодромов планеты. Назовем важнейшие из них.

Вся территория космодрома на основе установившейся организации работ и опыта эксплуатации обычно делится на районы: управления, подготовительный, пусковой, обеспечения полета и административный.

В районе управления находится оборудование связи, отсчета времени перед пуском ракеты и обработки информации, получаемой с борта ракеты. Здесь же находятся средства наблюдения за погодой и синоптическое оборудование для составления прогнозов погоды в районе старта и вдоль намечаемой трассы полета ракеты. Подготовительный район - своеобразные ворота космодрома. Сюда доставляют различными видами транспорта отдельные части высотных ракет, горючее для заправки баков двигательной установки. В этом районе сосредоточены сооружения и оборудование для предварительной проверки и сборки ракет и приборных контейнеров перед транспортировкой их к месту старта.

Пусковой район обеспечивает запуск ракеты-носителя на околоземную или на межпланетную трассу. Здесь расположена стартовая площадка (их может быть несколько), на которой проводятся последние операции по подготовке запуска ракеты. В пусковом районе имеются различные средства связи, оборудование для контроля местных условий погоды, контроля за процессом запуска, а также кино- и фотосредства слежения за подъемом ракеты.

В районе обеспечения полета имеются технические средства, которые позволяют ответить на вопрос, где находится ракета в любой момент после ее запуска. Понятно, что такую задачу может выполнить комплекс оптических, радиотехнических и радиолокационных средств, непрерывно следящих за движением ракеты по траектории. В этом же районе сгруппировано телеметрическое оборудование, принимающее сигналы с борта ракеты и несущее информацию о состоянии и работе различных ее систем, а также передатчики для посылки на борт ракеты сигналов различных команд управления. Административный район не имеет непосредственного отношения к запускам. Здесь размещаются администрация, служба быта, оборудование электроснабжения, водопровод, почта, телеграф и прочее.

Оборудование космодрома по его назначению обычно делят на два класса. Специальное технологическое оборудование объединяет средства транспортировки, сборки, испытаний; средства установки ракеты-носителя с космическим аппаратом в положение для запуска, заправки ракеты топливом, сжатыми газами; средства, обеспечивающие температурный режим перед пуском, а также приборы управления пуском и ходом полета. Общетехническое оборудование космодрома сходно по составу с подобным оборудованием морского порта или аэродрома. Оно включает различного рода силовые, осветительные, отопительные и вентиляционные системы; противопожарные средства, средства водоснабжения, герметизации помещений и связи, а также подъемники и другое оборудование, обеспечивающее выполнение сложных производственных операций.

Технический комплекс космодрома предназначен для приема, хранения и сборки доставляемых отдельных частей и блоков космических кораблей, автоматических станций и ракет-носителей. Здесь же проводят испытания блоков и заправку их топливом. К техническому комплексу ведут подъездные пути для различных транспортных средств и даже специальные каналы для водного транспорта, доставляющего на космодром ступени ракет-носителей. Технический комплекс включает в себя внушительный по габаритам монтажно-испытательный корпус, специальные здания для топливозаправочной и компрессорной станций, электросиловой и трансформаторной подстанций, для котельной. На технический комплекс прибывают отдельные блоки ракет-носителей и космических аппаратов, а покидает ее собранная воедино космическая система, готовая после предстартовых операций отправиться на космическую трассу, чтобы действовать там в соответствии с заданной программой.

Стартовый комплекс предназначен для выполнения, в сущности, последних операций, предусмотренных программой подготовки космического полета. В нем объединяются сооружения, оборудование и технические средства для доставки ракеты-носителя с вмонтированным в ее вершине космическим кораблем (станцией) на стартовую площадку, пусковая система с обслуживающими ее средствами, а также приборы для испытаний, запуска и выведения ракеты-носителя на избранную траекторию. Здесь же имеется оборудование непосредственного управления моментом пуска ракеты-носителя. Стартовый комплекс обычно обслуживается транспортно-установочными агрегатами («установщиками»), которые доставляют к месту старта и устанавливают на пусковую систему ракету-носитель с космическим кораблем в собранном виде. Эта система выглядит весьма внушительно даже на фоне сооружений космодрома.

Командно-измерительный комплекс включает в себя различные станции связи и слежения за полетом космических кораблей. Эти станции расположены на огромной территории, в том числе и на космодроме, а также на специально оборудованных морских судах и самолетах. В состав комплекса входят также координационно-вычислительный центр и средства передачи команд на борт космического аппарата.

Для строительства и обслуживания космодромов периода противостояния в космосе СССР и США свойственны практически одинаковые характерные черты - исключительная секретность, очень строгие правила поведения для персонала и посетителей, также особая атмосфера «ощущения противника», проявлявшаяся в живом интересе всех работавших здесь ко всему тому, что происходит на космодромах государства-соперника, и в стремлении любыми средствами эффектно продемонстрировать свое превосходство в космической гонке.

Если говорить о Байконуре, то у него есть собственные, свойственные только ему черты и особенности, которые привлекали к нему пристальное внимание специалистов и средств массовой информации. О нем слагались легенды, ставшие частью истории советской космонавтики. Прежде всего, очень много говорили и писали о таинственном маленьком домике, в котором обыкновенный военный летчик старший лейтенант Юрий Гагарин провел последнюю ночь перед стартом в космос. На землю он вернулся первым космонавтом планеты. Этот домик стал одной из главных достопримечательностей космодрома и хранителем истории пилотируемых полетов. Первый портрет на стене домика - портрет Юрия Гагарина повесил Герман Титов. Эту традицию продолжали и дальше советские посланцы в космос. Космонавты говорят также и о том, что одну из дверей гагаринского домика они превратили в собрание автографов последователей первого космонавта планеты. А что вам известно о ритуале «омовения» естественным образом определенного места на стартовой позиции, без которого космонавты не мыслили отправиться в космос с надеждой на благополучное возвращение на Землю? Ведь это тоже легенда и быль Байконура.

Другие постройки на Байконуре напоминают о работе здесь Главного конструктора космических кораблей академика С.П. Королева, его соратников и последователей. В одном из помещений заседала Государственная комиссия. В советский период на Байконуре действовал жесткий режим секретности и мер безопасности.

Байконур долгое время был «рекордсменом» по общему количеству произведенных с его стартовых площадок запусков космических кораблей и спутников самого различного назначения. Достаточно сказать, что 31 августа 1995 года с этого космодрома был произведен 3000-й (!) запуск, на этот раз спутника связи «Горизонт» с помощью ракеты-носителя «Протон». К сожалению, количество ежегодных запусков в рамках российской программы в целом, и с космодрома Байконур в частности, заметно уменьшается.

В настоящее время космодром Байконур, как и вся российская космическая программа, переживают не самое лучшее время. Административный центр вблизи Байконура - Ленинск после снятия с него статуса «закрытого города» и отъезда многих российских военных и гражданских специалистов остро нуждается в наведении там элементарного порядка. На самом Байконуре, который Россия арендует у Казахстана, за обеспечение порядка отвечают российские военные, и там удается поддерживать режим, необходимый для такого объекта. В Ленинске же этим занимаются органы внутренних дел Казахстана. Американская газета «Спейс ньюс» даже поместила на своих страницах полный тревоги репортаж из Байконура под заголовком «С уходом русских солдат на Байконуре растет преступность». Космодром Байконур остается до настоящего времени практически единственным местом, откуда запускаются в космос пилотируемые космические объекты, в том числе в рамках проекта Международной космической станции (МКС), а также спутники на геостационарные орбиты. Это дает основание надеяться, что со временем на космодроме Байконур и в прилегающих к нему районах будут созданы условия для плодотворной деятельности по достижению важных задач как российской, так и казахской космических программ.

Хотя Российская Федерация намерена продолжать эксплуатацию Байконура на условиях аренды, перспективные планы запусков искусственных спутников Земли военного и народнохозяйственного назначения, а также космических аппаратов для исследования Луны, планет и дальнего космоса только с этим космодромом не увязываются. В 1962 году начались запуски советских искусственных спутников Земли серии «Космос». Они производились с другого космодрома - Капустин Яр, расположенного в нижнем течении Волги. Этот космодром продолжает использоваться для испытаний российского оружия и авиационной техники, но при этом его потенциал для запуска небольших спутников ни в коей мере не утрачен.

13 июня 1997 года было подписано распоряжение Правительства РФ, в котором говорилось: "Государственному научно-производственному центру имени М.В. Хруничева провести переоборудование стартового комплекса ракеты-носителя «Космос» с дооборудованием наземной инфраструктуры космодрома Плесецк для подготовки и запуска ракеты-носителе «Рокот». Согласиться с предложениями министерства обороны об участии воинских частей на договорной основе в работах, связанных с оказанием услуг по запуску отечественных и зарубежных космических аппаратов с помощью ракеты-носителя «Рокот»". Напомним, что ракета-носитель «Рокот» была создана на базе военной баллистической ракеты PC-18 (на западе ее называли СС-19). В соответствии с договором СНВ-2 эти ракеты должны сниматься с боевого дежурства. Российские специалисты решили сделать на ее основе космическую ракету-носитель для вывода в космос небольших спутников.

Таким образом, космодром Плесецк, находившийся до этого в ведении министерства обороны, был подключен к реализации космических проектов невоенного назначения, в том числе и проектов международного сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства. Первоначально Плесецк был базой советских стратегических ракет. Разработанную на базе созданной под руководством С.П. Королева ракеты Р-7, прообраза первых ракет-носителей, военную межконтинентальную баллистическую ракету назвали «Ангара». В конце 1950-х годов ее боевые позиции было решено разместить в безлюдной местности на юго-западе Архангельской области, знаменитой тем, что через нее проходила «Государева дорога», по которой в свое время путешествовал Петр I, шел пешком на учебу М. Ломоносов. 11 января 1960 года на пусковой установке № 1 здесь заступили на боевое дежурство советские военные ракетчики. 17 марта 1966 года отсюда отправился на орбиту «Космос-112», лишний раз продемонстрировавший тесные связи между космической программой и вооруженными силами.

В настоящее время на космодроме Плесецк действуют пусковые площадки, способные обеспечить запуски в космос с помощью целой семьи российских ракет-носителей, в том числе «Союз-4», «Молния-М», «Циклон-3», «Зенит» и «Рокот». В истории Плесецка были и трагические события - в июне 1973-го и в марте 1980 года здесь случились серьезные аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы. По масштабам ущерба эти аварии можно сравнить разве что с катастрофой на Байконуре в 1960 году, когда на старте взорвалась гигантская ракета. Среди погибших в этой катастрофе был главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения маршал М.И. Неделин . Хотелось бы надеяться, что причины этих аварий детально проанализированы и меры по их устранению приняты. В последнее время интенсивность работ над космическими проектами на космодроме Плесецк заметно увеличивается.

Не будучи до конца уверенным в том, что сотрудничество с Казахстаном будет развиваться в благоприятном для России направлении, правительство РФ поручило существовавшим в то время космическим войскам министерства обороны начать «предварительные разработки» по проекту нового российского космодрома. Местом для него был выбран поселок Свободный, расположенный в 400 км западнее побережья Японского моря. Ранее здесь находилась база межконтинентальных баллистических ракет, на которой было оборудовано 30 шахт для запуска ракет. В этом плане у Свободного много общего с Плесецком. На территории Свободного намечено построить стартовые площадки для запусков ракет-носителей «Рокот», «Протон», «Зенит» и «Энергия». Это дает основания рассчитывать на то, что в дальнейшем отсюда можно будет осуществлять запуски космических объектов различного назначения, в том числе пилотируемых. Однако судьба Свободного как одного из самых молодых и весьма перспективных объектов российской космонавтики почти целиком зависит от того, какие ассигнования будут выделены на его развитие и эксплуатацию.

Несколько слов о современном плавучем космодроме. Он создан в рамках проекта «Морской старт», в котором участвуют российская ракетно-космическая корпорация «Энергия», украинское производственное объединение «Южное», американская корпорация «Боинг» и норвежская судостроительная компания «Квернер». В июне 1997 года со стапелей Выборгского судостроительного завода вышел в море плавучий космодром «Одиссей», который раньше был нефтедобывающей платформой. Выборгский завод выполнил монтаж пускового оборудования и подготовил платформу к эксплуатации. В рамках проекта «Морской старт» уже выполнено несколько успешных запусков полезных грузов в космос. Выгоды от эксплуатации плавучего космодрома очевидны: платформу можно размещать в акватории Мирового океана в экваториальных широтах, что позволяет заметно снизить издержки по запускам космических аппаратов. У плавучих космодромов весьма благоприятные перспективы.

Завершая разговор о российских космодромах, упомянем и о воздушном космодроме. Это совместный проект российских и украинских инженеров, который так и называется «Воздушный старт». Проект предусматривает запуск на орбиты многих искусственных спутников Земли с борта самолетов «Руслан» АН-124- 100. Самолеты «Руслан» переоборудуются для их использования в космической программе на заводе «Авиастар» в Ульяновске.

Теперь отправимся в США. На южной оконечности полуострова Флорида расположены «космические ворота Америки» - крупнейший космодром с центром на мысе Кеннеди (так его назвали в 1964 году после трагической смерти президента Кеннеди, уделявшего много внимания космическим исследованиям в США; ранее он назывался мыс Канаверал - это название космодрому впоследствии вернули, а имя президента Кеннеди осталось за находящимся здесь Центром пилотируемых полетов НАСА).

В первые годы своего существования космодром был полигоном для испытаний баллистических ракет дальнего действия. Когда в октябре 1946 года в США был создан специальный комитет, который должен был возглавить работы в области ракетного оружия, встал вопрос о выборе места для испытания. Изолированное расположение и возможность почти неограниченного расширения полигона за счет удлинения трассы над Атлантическим океаном определили выбор мыса в качестве первого ракетодрома. В 1947 году на пустынном побережье началось строительство сооружений для запуска ракет связи и слежения. 24 июля 1950 года с мыса стартовала первая ракета - разработанная немцами А-4.

В 1951-1957 годах здесь была создана сеть станций слежения на трассе полигона вплоть до района острова Вознесения. Отсюда 1 февраля 1958 года вслед за советскими космическими первенцами стартовал первый американский-спутник «Эксплорер-1». На этом полигоне испытывались многие ракетные системы, в частности хорошо известные баллистические ракеты среднего радиуса действия - «Тор» и «Юпитер», межконтинентальные - «Атлас» и «Титан», твердотопливные - «Минетмен» и «Поларис». Только за 5 лет (с 1960 по 1964 год) здесь было произведено около 750 пусков баллистических ракет.

Независимо от того, какой запуск предполагается осуществить - боевой ракеты или космического аппарата, - каждую стартовую площадку этого космодрома обслуживает сложный комплекс сооружений и оборудования. В его состав входят: блокгауз управления, стенд с механизмами для установки ракет на пусковом столе и обслуживания, склад для хранения топлива и оборудование для его подачи. Только для сборки и испытаний ракет на мысе Кеннеди было построено свыше 20 специальных корпусов. Для каждого типа боевых ракет и космических систем на полигоне возведены специальные монтажные башни. Мыс Кеннеди - лишь часть Восточного ракетно-космического полигона США, который объединяет наземные средства для запуска космических аппаратов и пилотируемых кораблей по программам НАСА и ВВС США. ВВС США полностью распоряжаются искусственным островом Банана Ривер, где созданы стартовые комплексы для запуска военных космических объектов с помощью ракет-носителей «Титан-III».

За первые десять лет космической эры на мысе Кеннеди построено несколько стартовых комплексов специально для запусков искусственных спутников Земли и автоматических космических аппаратов. Для вывода их на орбиту использовались ракеты-носители «Атлас Аджена», «Дельта» и др. Эти ракеты готовят к полету и запускают с четырех стартовых комплексов. Стартовые башни - неотъемлемый элемент пейзажа этого района, а грохот двигателей и яркие факелы уходящих в небо ракет стали привычными для жителей близлежащих районов. Карликовые пальмы окружают причудливые сооружения, похожие на металлические остовы небоскребов. Подолгу можно смотреть на учебную стартовую башню, где обучают персонал и тренируются астронавты. Вечером учебные башни и другие сооружения на космодроме освещают разноцветные неоновые светильники.

Особенно активной была деятельность космодрома в период реализации «лунной программы». Управление контроля за выполнением программы «Аполлон», действовавшее в то время в составе Центра пилотируемых полетов НАСА, обеспечивало своевременный ввод в строй всех сооружений центра. Тогда же было закончено строительство двух комплексов для ракет «Сатурн- 1В», которые доставляли на первом этапе лунной программы США на околоземную орбиту корабли «Аполлон». Однако самыми грандиозными были стартовые сооружения в районе космодрома на острове Меррит, которые получили название «Лунный порт». Отсюда выводились на трассы к Луне пилотируемые космические корабли «Аполлон». Высота монтажно-испытательного корпуса для вертикальной сборки ракеты-носителя «Сатурн-5» и пилотируемого корабля «Аполлон» достигала 160 метров. Американские журналисты с особой гордостью писали о том, что одна только «дверь» такого корпуса по своей площади была больше футбольного поля. Или еще «рекордная статистика»: лунную ракету к стартовой площадке доставлял транспортер - вышка на мощных гусеницах высотой более 100 метров. Вес же многоярусной подвижной башни обслуживания для ракеты-носителя «Сатурн-5» достигал 5000 тонн. Одна только платформа на восьми гусеницах весила около 2500 тонн. Ей предстояло проделать путь длиной около 8 километров к месту «лунного старта» - пусковому комплексу № 39. Движением башни обслуживания с вертикально стоящей ракетой-носителем управлял водитель, кабина которого размещалась на высоте около 8 метров над землей. Он следил за движением мощных гусениц и своевременно поворачивал это многоярусное сооружение При этом он не мог развить скорость больше 3,5 километра в час.

После завершения проекта «Аполлон» продолжаются регулярные запуски космических кораблей многократного применения «Спейс Шаттл», на которых уже неоднократно отправлялись в космос российские космонавты. Отсюда начинают свой путь на орбиту созданные США и другими участниками проекта МКС блоки и фрагменты оборудования этой орбитальной станции, на борту которой в ближайшие несколько лет будут работать интернациональные экипажи космонавтов и астронавтов.

Другой крупный американский космодром находится на западном побережье страны, в штате Калифорния. Во время Второй мировой войны здесь находился центр испытаний артиллерийской и бронетанковой техники армии США. В 1956 году он был передан ВВС США и с 1958 года стал называться авиабазой Ванденберг. К территории этого военного космодрома примыкало несколько полигонов, принадлежавших ранее различным военным ведомствам, в том числе полигон армии США Аргуэлло и полигон ВМФ США Мугу. Директивой министра обороны весь комплекс передан в ведение ВВС и вошёл в состав западного ракетно-космического полигона. Основные сооружения размещены на побережье (Ванденберг, Аргуэлло, Мугу) и на прибрежных островах Сан-Мишель, Санта-Крус, Санта-Росса, Анакапа, Сан-Николас и Сан-Клементс. Важным элементом Западного космодрома является построенный в 60-х годах космический центр в районе Хатингтон-Бич (на Тихоокеанском побережье южнее Лос-Анджелеса). Космодром обслуживают станции слежения и другие наземные комплексы на побережье США южнее Сан-Франциско, на Гавайских островах, атоллах Уэйк, Эниветок, Кваджейлейн и в Австралии. В Индийском океане трасса Западного полигона смыкается с трассой Восточного.

Американские специалисты и наблюдатели считают, что Западный ракетно-космический полигон (так называют этот космодром) по сравнению с Восточным имеет существенные преимущества благодаря его природно-географическим особенностям. Он расположен вдали от густонаселенных районов. Холмистая местность полигона изобилует относительно узкими долинами с крутыми склонами, образующими каньоны, удобные для размещения стартовых площадок. Полигон удобен для вывода спутников на полярную орбиту (в этом случае нужно выдерживать направление запуска строго на Юг). К важным преимуществам Западного полигона американские специалисты относят также и то, что к нему примыкает огромнейшее водное пространство, удобное для различного рода испытаний вдали от посторонних глаз.

Какое-то время одним из главных хозяев Западного полигона был Воздушно-космический отдел Стратегического командования ВВС США. Сейчас он находится в ведении Космического командования министерства обороны США, отвечающего за повседневную эксплуатацию космической техники военного назначения. Диапазон работ и испытаний, проводимых на полигоне, весьма обширен. Здесь испытывают различные ракетные и космические системы, средства противоракетной обороны, готовят военно-технические кадры. Отсюда же ведется космическая разведка. Для решения перечисленных задач используются не только наземное оборудование и аппаратура, но и специальные суда и самолеты.

В связи с тем, что в Тихом океане на большом расстоянии от побережья США, где расположен Западный полигон, нет островов (острова расположены лишь у самого побережья), на трассе полигона постоянно находятся семь специально оборудованных судов, которые служат главным образом как плавучие станции слежения. Некоторые радиолокаторы и другие средства наблюдения за объектами в атмосфере и в космосе Западного полигона связаны через электронно-вычислительные системы с подобными средствами Восточного полигона, что облегчает непрерывное наблюдение за воздушно-космическим пространством.

На первом этапе работ над космической программой США Западный полигон использовался прежде всего для отработки первых поколений средств космической разведки и других космических аппаратов и систем для военных целей. С этого полигона запущены все разведывательные спутники «Самос», «Мидас», «Дискаверер», а теперь регулярно запускаются более совершенные космические аппараты такого назначения, в том числе спутники КН-11 и КН-12 (это первые буквы английского словосочетания «замочная скважина»). Принимая во внимание тот факт, что министерство обороны США постоянно расширяет и активизирует свою деятельность в области использования космической техники в военных целях, нетрудно понять причины, по которым на Западном ракетно-космическом полигоне ведутся работы по строительству новых объектов и оснащению его новым, все более совершенным оборудованием.

Из европейских государств особую активность в исследовании и использовании космического пространства проявляет Франция. После недолгого периода запусков в космос своих первых искусственных спутников Земли с территории Алжира франция приступила к эксплуатации своего основного космодрома Куру, расположенного вблизи экватора на территории французской Гвианы. Для нового космодрома отведена площадь 460 квадратных миль. Куру находится всего лишь на 5°30' севернее экватора и имеет все благоприятные условия экваториального космодрома, обеспечивающие вывод полезных грузов на так называемые синхронные орбиты, находясь на которых космические аппараты как бы «стоят» над определенными районами земной поверхности, поскольку движутся в космосе синхронно с вращением Земли. Экваториальный космодром облегчает вывод космических аппаратов на такие орбиты, упрощает процесс управления выводом и требует меньших затрат топлива, чем при запуске с более высоких широт.

Большим преимуществом экваториального космодрома является также возможность выводить космические корабли для стыковки пятнадцать раз в день. Здесь нет необходимости учитывать вращение Земли, как при запусках на орбиты под углом к экватору с других широт (там благоприятные условия для стыковки существуют лишь два раза в сутки). Отсюда выгоднее с точки зрения энергозатрат запускать аппараты к Луне и планетам Солнечной системы, с экваториального космодрома легче вывести на орбиту максимальный полезный груз при одной и той же мощности ракеты-носителя, чем с любой другой точки земной поверхности.

Сооружения на космодроме Куру по назначению разделены на две группы: первая включает стартовые комплексы и обслуживающее оборудование, пункты управления и приема телеметрической информации, пункт управления запуском и центр обработки данных. Во вторую группу входят технические позиции, сети связи и другие средства обслуживания, а также жилые помещения. На первом этапе работ на космодроме Куру были созданы наземные сооружения для запуска французских ракет-носителей «Диаман». Для выполнения этой задачи на космодроме трудилось около 800 специалистов.

По мнению специалистов французского Национального центра космических исследований, космодром Куру позволяет со сравнительно небольшими затратами создавать системы спутников для решения практических задач (связь, навигация, разведка, дистанционное зондирование и т.д.). Космодром Куру позволил Франции приступить к повседневной эксплуатации ее весьма надежных и конкурентоспособных ракет-носителей «Ариан-4» и «Ариан-5».

Если посмотреть на карту Китая, то в самом центре территории этой крупнейшей страны в виде углов «космического треугольника» расположены три космодрома: Шуанченцзы (41,2° с. ш., 100,1° в. д.), Тайюань (38° с. ш., 112° в. д.) и Сичан (28° с. ш., 102° в. д.). С самого северного космодрома Шуанченцзы начался отсчет времени практической реализации космической программы КНР. Строительство и оборудование своих космодромов КНР осуществила собственными силами. Согласно планам руководства страны, о которых мы расскажем в главе 8, Китай намерен совершенствовать свои космодромы таким образом, чтобы они служили надежной стартовой площадкой для амбициозных замыслов исследования и практического использования космического пространства, которые предусматривают пилотируемые полеты в космос и даже лунную экспедицию космонавтов.

Островное государство с высокой плотностью населения - Япония имеет два космодрома. Оба они расположены в южной части страны. Первый - на острове Кюсю, в районе города Кагосима, используется прежде всего для запусков малых научных спутников с помощью легких ракет-носителей класса М. Второй - на острове Танегасима, у южной оконечности острова Кюсю, - главный «космический порт» Японии. Именно здесь находятся самые совершенные и оснащенные современным оборудованием пусковые комплексы тяжелых японских ракет-носителей класса «Джей» и «Эйч». С их помощью на орбиты выводятся наиболее крупные полезные нагрузки. Если Япония начнет эксплуатацию собственных пилотируемых космических аппаратов, они будут стартовать на орбиты именно с этого космодрома.

Индия производит запуски своих спутников с островного космодрома Шрихарикота (13° с. ш., 80° в. д,) в Бенгальском заливе. Поскольку на современном этапе развития индийской космической программы главное внимание уделяется спутникам для решения практических задач (связь, метеорология, дистанционное зондирование), космодром Шрихарикота способен обеспечить их успешную реализацию. Если же на повестку дня будут поставлены запуски пилотируемых космических кораблей или автоматических аппаратов, направляемых к Луне и планетам, потребуется расширение этого космодрома, строительство нового или организация сотрудничества с другими странами, которые предоставят Индии услуги по выводу в космос объектов такого класса.

Завершая далеко не полную экскурсию по космодромам планеты, посетим еще один очень интересный и весьма перспективный объект, которого пока еще нет, но планы его создания уже одобрены правительством Австралии. Это будет первый в мире международный коммерческий космодром. Инициаторы проекта - научные и коммерческие организации Австралии, учитывая растущие потребности, предполагают с помощью одноразовых ракет-носителей выводить полезные грузы на экваториальные, полярные и другие орбиты. Более перспективным местом космического космодрома был признан мыс Йорк, расположенный вблизи экватора (12° ю. ш.). Выдвигая аргументы в пользу строительства космодрома на мысе Йорк на самом раннем этапе обсуждения проекта, его сторонники указывают на такое немаловажное обстоятельство: «Австралия - политически и экономически стабильное государство, у нее тесные связи со многими странами, что обеспечит потенциальным клиентам долгосрочный и надежный доступ к сооружениям космодрома». Австралийское правительство и корпорации, высказавшие готовность взяться за реализацию этого проекта, возлагают большие надежды на сотрудничество с Россией, которая имеет в этой области значительный опыт.

Солнечная система Небесные тела Вселенная Космология