6.3. Утрачены навсегда

Как в периоды жесткого соперничества, так и в условиях, когда государства ищут пути взаимовыгодного сотрудничества в этой важной области, космическая деятельность осуществляется усилиями многих государств и международных организаций, а в последнее время еще и усилиями частного бизнеса. Степень и масштабы участия государств в космических проектах меняются по самым разным обстоятельствам. Смена приоритетов национальных космических программ, перенос главного внимания на участие в международных организациях космического профиля и другие причины приводят к тому, что еще недавно привлекавшие внимание широкой общественности государства и всего мирового сообщества космодромы, научные центры и промышленные предприятия, другие объекты, занимавшие достойное место на «космической карте мира», выводятся из эксплуатации, впадают в запустение или просто перестают существовать. В этом разделе наш рассказ о некоторых из них.

Совершая экскурсии по космодромам планеты, мы посетили платформу «Морской старт», которая стала «морскими воротами» в космос и обеспечивает вывод полезных грузов на орбиты различной высоты с издержками, которые заметно ниже, чем если бы такие запуски осуществлялись с «наземных» космодромов. Однако уже мало кто помнит, что у «Морского старта» был предшественник, принесший Италии славу «космической державы». Напомним, что «космической державой» называют государство, самостоятельно реализующее полный цикл космического проекта - от проектирования космических аппаратов до их строительства и запуска на орбиту, включая прием телеметрической информации из космоса. В 1967 году Италия запустила собственный спутник «Сан-Марио» с «плавучего космодрома» «Святая Рита». «Плавучий космодром» - это лишь метафора. Итальянские специалисты спроектировали, построили и доставили к побережью Африки треугольную платформу, напоминавшую сооружение для добычи нефти с морского дна. Она была установлена на трех штангах на мелководье вблизи берегов Кении. Вес платформы «Святая Рита» - около 1500 тонн, с нее могли стартовать достаточно мощные ракеты для вывода в космос спутников различного назначения. «Святая Рита» фактически была местом первых стартов в космос с околоэкваториальных широт, что считается наиболее выгодным географическим положением для вывода на орбиты полезных грузов. Не случайно, что ряд запусков со «Святой Риты» были выполнены с помощью американских ракет-носителей - США не могли не воспользоваться такой возможностью сотрудничества с Италией для укрепления своих позиций в космическом соревновании с СССР.

«Святая Рита» использовалась по прямому назначению - как морской космодром с 1967-го по 1975 год, отсюда было выполнено 8 запусков в космос. Затем Италия вошла в состав Европейского космического агентства и была вынуждена в большей степени сосредоточиться на европейских космических проектах. Перестав быть «плавучим космодромом», «Святая Рита» продолжала служить делу освоения космоса как станция слежения за космическими аппаратами.

Северная Африка. Пустыня Сахара. Через восемь лет после запуска первого в мире советского искусственного спутника Земли появилась третья космическая держава - Франция. В середине 1960-х годов на ее счету было уже несколько успешных экспериментов по непосредственному изучению космического пространства с помощью искусственных спутников Земли, совместные с Советским Союзом эксперименты по дальней радио- и телевизионной связи через космос, запуски высотных ракет с животными.

К сожалению, место, откуда Франция начала свой путь в космос, сейчас опустело. В песках африканской пустыни на западе Алжира находится каменистое плато Хаммагир. Его название происходит от арабского слова «хамада» - каменистое пустынное плато - и от названия реки Гир, берущей свое начало в горах Атлас, на севере Африки. Здесь в 1952 году начал действовать полигон для запуска ракет. Работы над различными образцами ракетного оружия французские специалисты вели еще с 1948 года. Но на первых порах их вполне устраивала пусковая площадка в Колон-Бешаре, расположенном в 75 милях северо-восточнее Хаммагира. Этот район был выбран для испытаний нового оружия еще и потому, что был очень мало населенным. Две узкоколейки вели к побережью Средиземного моря, находящегося в 430 километрах к северу. Прозрачная атмосфера, почти безоблачная погода позволяли без труда наблюдать за полетом ракет более 250 дней в году.

Для реализации французской программы исследований верхних слоев атмосферы, а затем и космического пространства в Хаммагире были построены сооружения для запусков высотных ракет, а затем и спутников. Созданные в то время французскими инженерами ракеты для исследований верхних слоев атмосферы и космического пространства - «Топаз», «Изумруд», «Сапфир», «Рубин» - в различных комбинациях позволяли выводить на орбиту вокруг Земли первые космические аппараты различного назначения. Именно отсюда 26 ноября 1965 года стартовал первый французский искусственный спутник Земли «А-1». Он был создан французскими инженерами, выведен на орбиту французской ракетой-носителем «Диаман» с космодрома Хаммагир, деятельность на котором осуществляла Франция. Таким образом Франция самостоятельно осуществила весь цикл подготовки этого космического эксперимента и стала третьей «космической державой» после СССР и США.

Журналисты, побывавшие в Хаммагире, отмечали, что добраться туда было совсем не просто. Дорога к нему вела через пустыню Сахара с ее однообразным пейзажем - раскаленными песками, голубым небом, подернутым дымкой у горизонта. В конце пути появлялись неясные очертания каких-то древних развалин, а за ними контуры сооружений космодрома. Башня, похожая на обрубленную колонну, рядом с ней ракета. От башни к ракете вели трубопроводы и кабели энергоснабжения. Это сооружение служило для заправки ракеты горючим и окислителем и для предстартовой проверки систем ракеты. Башня имела четыре этажа и подземное помещение. Размещенное здесь оборудование контролировало операции по подготовке запуска и регистрировало данные о состоянии систем ракеты вплоть до момента старта. На вспомогательную башню по рельсам надвигалось ажурное сооружение из металлических ферм. Это была башня для сборки и обслуживания ракеты перед стартом. Шесть подвижных рабочих площадок позволяли техническому персоналу проводить необходимые операции практически в любой точке стоящей вертикально ракеты. Ступени ракеты, тяжелые детали и оборудование подавались для монтажа специальным краном и подъемниками.

На территории космодрома Хаммагир размещалось многочисленное радиотехническое и оптическое оборудование для слежения за полетом высотных ракет и искусственных спутников Земли. Центр управления запуском поддерживал постоянную радио-, телефонную, телетайпную и телевизионную связь со стартовой площадкой, откуда поступали данные о ходе предстартовой подготовки. Один из телескопов, установленный в здании с раздвижным куполом, следил за полетом ракеты на высотах от 8 до 200 километров. Радиолокаторы различных типов осуществляли слежение за полетом ракеты и движением спутников по орбите вплоть до расстояний 2300-3200 километров.

Прием телеметрической информации о работе систем спутников и результатов научных экспериментов осуществляла наземная станция, оснащенная параболической антенной, для регистрации этих данных использовались самописцы, магнитофоны, кинокамеры. Слежение за полетом французских спутников также вели наземные станции, расположенные вблизи Бейрута (Ливан), Уагадугу (Верхняя Вольта, ныне Буркина Фассо), Браззавиля (Конго) и Претории (ЮАР). Некоторые из них продолжают использоваться и в наше время. Но космодрома Хаммагир, к сожалению, больше нет, хотя он мог бы стать для живущих и будущих поколений памятником, мемориальным музеем истории французской космонавтики.

Австралию нередко называют континентом контрастов, где сохранились следы глубокой древности, соседствующие с самыми передовыми достижениями науки и техники. В Южной Австралии есть местность под названием Вумера, что на языке аборигенов означает особое металлическое орудие для бросания копья. В 1946 году Англия совместно с Австралией начали здесь работы по созданию первого ракетного полигона. Тогда на этой пустынной равнине не было ничего, кроме небольшой мастерской Пимба на Трансавстралийской железной дороге. История полигона Вумера в австралийской пустыне, который имел все шансы стать перспективным космодромом, неразрывно связана с развитием английского ракетного оружия. Здесь 1950 - 1960-х годах испытывались все английские военные ракеты, за исключением ракеты «Сикет», предназначенной для вооружения морских кораблей.

С самого начала космических исследований к ракетному полигону стали проявлять все больший интерес и англичане, и американцы, и руководители европейских организаций по исследованию космического пространства и разработке ракеты-носителя. Во второй половине 1960-х годов на полигоне Вумера велись работы над целым рядом военных и исследовательских проектов, начиная с испытаний новейших образцов ракетного оружия и заканчивая запусками геодезических ракет для изучения верхних слоев атмосферы и подготовки первых испытаний ракеты-носителя «Европа», над созданием которой работали ученые и инженеры Англии, Франции, ФРГ и других государств, входивших в то время в состав Европейской организации по разработке ракеты-носителя (ЕЛДО). Англия вела на полигоне работы по усовершенствованию ракеты «Блэк Найт», предназначенной для исследований верхних слоев атмосферы, и ракеты «Блю Стрик», принятой в качестве первой ступени для «Европы». Англичане возлагали надежды на ракету «Блю Стрик» как на средство вывода в космос полезных грузов.

В центре полигона было построено большое здание, в котором размещалось различное оборудование слежения за ракетами, спутниками и космическими кораблями, приема телеметрической информации, обработки данных, передачи команд управления на космические аппараты и на наземные средства. Вблизи высохшего соленого озера размещалась наземная станция НАСА, оснащенная радиотелескопом диаметром 26 метров. Основной задачей станции считалось слежение за космическими аппаратами, исследующими планеты, удаленные от Земли на миллионы километров. Здесь же находилась и станция слежения за искусственными спутниками Земли, входившая в систему «Минитрек». НАСА использовало оборудование этих станций для поддержания связи с космонавтами, совершавшими полеты по проектам «Меркурий» и «Джемини».

Будущее ракетодрома неразрывно связывалось с программой космических исследований, осуществляемой европейскими странами. Полигон Вумера имел хорошие шансы стать основным космодромом для запуска европейских космических кораблей. Именно поэтому Австралию приняли в члены первых европейских организаций космического профиля безденежных взносов. Немало усилий прилагали США, чтобы получше прибрать к рукам этот стратегически выгодный район земного шара, оснащенный новейшей техникой, обеспечивающей наземное обеспечение космических экспериментов самого различного назначения. В 1976 году Англия объявила о своем выходе из всех работ, которые велись на полигоне Вумера. И хотя здесь продолжались запуски высотных ракет по проектам НАСА, Германии, других стран, перспектива превращения Вумеры в «космический порт» закрылась фактически навсегда. Дело в том, что сейчас для Австралии куда важнее добиться завершения строительства и введения в эксплуатацию «коммерческого космодрома будущего» на мысе Йорк.

* * *

1 июля 1976 года, всего за три дня до 200-летней годовщины США, открылся один из самых широко посещаемых американских и мировых музеев - Национальный музей авиации и космонавтики. Он занимает несколько белоснежных корпусов в самом центре Вашингтона. Предыстория музея начинается с 1876 года, когда после завершения Филадельфийской выставки, посвященной 100-летию США, в Смитсоновский институт истории естествознания и техники были переданы подарки Китайской императорской комиссии - огромные воздушные змеи. Сейчас в музее собрано огромное количество экспонатов по истории американской и мировой авиации и космонавтики, множество макетов самолетов и космических кораблей, в том числе в натуральную величину Здесь работают специальные тематические выставки, проводятся многочисленные публичные дискуссии и научные конференции. В прекрасно оборудованном кинозале с огромным экраном и квадрофоническим звуком постоянно демонстрируются увлекательные и познавательные фильмы об истории, сегодняшнем дне и будущем авиации и космонавтики, в которых США предстают в роли неоспоримого лидера и вдохновителя усилий всего человечества.

Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне является также и своеобразным организатором и методическим центром местных музеев авиации и космонавтики в больших и малых городах почти всех американских штатов. Эти музеи входят в Ассоциацию музеев авиации и космонавтики, которая ведет активную работу по сохранению и пропаганде наследия авиации и космонавтики.

Ежегодно в Национальном музее авиации и космонавтики бывает не менее 8 миллионов посетителей, в том числе множество иностранцев. Когда смотришь на эту разноголосую, разновозрастную массу людей, пришедших отдать должное тем, кто открыл человечеству бесконечный путь во Вселенную, невольно испытываешь уважение и признательность к правительству и общественности США, не пожалевшим сил и средств на сохранение этого уникального наследия цивилизации. И одновременно испытываешь чувства горечи, досады, почти физической боли и недоумения по поводу того, что первопроходец космической эры - современная Россия, до сих пор не проявила достойного уважения к своему уникальному национальному достоянию - истории авиации и космонавтики. В не столь далекие времена на Выставке достижений народного хозяйства был павильон «Космос», который посещали гости из разных стран, с интересом знакомились с выдающимися достижениями Советского Союза в развитии мировой космонавтики. Но рыночная лихорадка последних лет смела в небытие этот уникальный объект космической славы.

Чтобы окунуться в атмосферу тех лет, предлагаем читателям познакомиться с двумя репортажами, сделанными в середине 1960-х годов. Первый из них принадлежит автору книги - в то время сотруднику журнала «Авиация и космонавтика». Второй написан известным английским авиационно-космическим журналистом тех лет Кеннетом Оуэном.

Солнечная система Небесные тела Вселенная Космология